Дневник — Иркутский ансамбль аутентичной музыки
        Eng

Весь дневник, фестивали, концерты, награды, экспедиции и пресса

Репетиции нового альбома «Кольца жизни» — название родилось в горах Саян

Студийная работа над альбомом «Бела Тара»

Фестиваль WM d на Аршане. Встреча с Лу Эдмонзом

Рождество во Франции. Концерт в замке Шато де Кудре

Завершена запись альбома Cannabis Sativa

Фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири»

Июль. Красноярск. Шушенское. Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Победители в номинации «Ансамбль малых форм». Премия.

Студийная работа над альбомом Cannabis Sativa

Провал на фестивале «Голос кочевников» в Улан-Удэ

Июль. Иркутск-Арт-Трио в последнем фестивале «Саянское кольцо». Лауреаты

Начало работы над проектом «Бела Тара»

Анонс альбома Cannabis Sativa

Начало работы над альбомом Cannabis Sativa в составе Иркутск-Арт-Трио. Анонс на фестивале поэзии и БЭФ.

Фестиваль этнической музыки «Голос Кочевников»

Октябрь. Республика Бурятия. Улан-Удэ. Международный фестиваль этнической музыки «Голос Кочевников» — Voice of Nomads.

Фестиваль во Франции

Сентябрь. Франция, Кальви. Участие в фестивале Les Reencounters’ de Cants Polyphoniques

Фильм «Время дождей»

Запись треков на колокольне Крестовоздвиженской церкви для фильма Артура Псарева «Время дождей»

Brave festival в Польше

Июль. Польша. Вроцлав. Brave festival. Проект духовных песнопений и плачей.

Фестиваль «Затопленные песни»

Июль. Фестиваль «Затопленные песни». Выставка картин художника Мирек Антаневич. Встреча с Егором Резниковым, Е.Костиной

Фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо»

Июль. Красноярск (Шушенское). Музыкальный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Победители в номинации «За верность традиции»

Экспедиция в посёлки Неван и Кеуль

Март. Экспедиция по сбору фольклорного материала в Усть-Илимский район — посёлки Неван и Кеуль.

Фестиваль этнической музыки «Звезды Белого месяца»

Февраль. Республика Бурятия г. Улан-Удэ. Участие в Фестивале этнической музыки «Звезды Белого месяца». Победители в номинации «Лучший вокал».

Ведущий фестиваля Назим Надиров — востоковед, лингвист, продюсер, журналист, ди-джей и радиоведущий. Назим Надиров является главным специалистом по этнической музыке в России. Назим Надиров был председателем жюри первого в истории Бурятии фестиваля этнической музыки «Звезды Белого месяца».

Мастер-класс для студентов манчестерского университета на Ольхоне

Премьера спектакля «Макбет»

Февраль. The Complete works (RSC) в Англии. Премьера спектакля «Макбет».

Репетиции спектакля «Макбет»

Январь. Стратфорд, Англия. Репетиции спектакля «Макбет» .

Мирек Антоневич изобразил песни Сибирской Атлантиды

Репетиции спектакля «Макбет»

Ноябрь—декабрь. Польша, Вроцлав. Репетиции спектакля «Макбет». Разучивание песенного материала с актерами.

Гжегож Брал на Байкале

Сентябрь. Гжегож Брал на Байкале

Brave festival в Польше. Приглашение принять участие в постановке спектакля «Макбет»

Июль. Польша. Вроцлав. Brave festival. «Голоса Азии». МК для актёров театра «Песнь козла». Приглашение принять участие в постановке спектакля «Макбет» с песнями старожилов Приангарья.

Москва. Концерт и творческая встреча

Ноябрь. Москва. Концерт и творческая встреча с ансамблем «Народный праздник».

Польша. Вроцлов. Brave festival

Ноябрь. Brave festival (Macia Glosu — волшебство голосов). Гран-при фестиваля «За смелость в защите человеческих ценностей».

III Сибирский фестиваль мировой музыки «Саянское кольцо»

Презентация проекта «Затопленные песни» на III Сибирском фестивале мировой музыки «Саянское кольцо». Председатель жюри Артемий Троицкий. Первая премия «За сохранение традиций»

Братского острога песни

Завершение студийной работы. Выход диска.

Студийная работа

Новая экспедиция в поисках материала

Экспедиция по сбору фольклорного песенного и танцевального материала в деревнях семейских Забайкалья — Бичура, Хайцыгер, Покровка, Новосретинка, Большой Куналей.

Фестиваль в Рощино

Июль. Международный фольклорный фестиваль «Мировая деревня» в поселке Рощино Ленинградской области. Путешествие в Швецию и Финляндию.

Фестиваль в Красноярске

Март. Красноярск. Фольклорно-этнографический фестиваль.

Знаковая встреча с Егором Резниковым

Август — сентябрь. Творческая лаборатория ансамбля на Байкале в бухте «Песчанка». Встреча с актерами театра ТОТ — театральная лаборатория метода. Встреча с руководителем Антониной Ростовской и профессором Парижского университета Егором Даниловичем Резниковым — выдающимся исследователем античной культуры и искусства, этномузыкантом и философом. Егор Резников исследует древний звук и исполняет старинные христианские песнопения. Ансамбль дал концерт для участников лаборатории.

Кризис. Второй состав

Попытка повторить успех первого удалась лишь нескольким: Алёна Эверстова, Юлия Ксюнина, Лера Иванова, Аня Френкель, Женя Горская.

Девочки стали студентками — журналистика, биология, педагогика. Что дальше?

Творческая поездка в Венгрию, Словакию. Концерты на площадках города. Кукуруза на озере. Ночные путешествия девчонок на мотоциклах.

Участие в праздновании 850-летия города Москвы

Концерты в юго-западном округе столицы.

Титул «Образцовый детский коллектив России»

Школьный ансамбль «Сирин» получил звание «Образцовый детский коллектив России»

Вступление в Российский фольклорный союз

Июнь. Участие школьного ансамбля «Сирин» в проекте Российского фольклорного союза Москвы «Праздники русского фольклора».

Троица. Творческая встреча с ансамблем «Казачий круг».

Австрия, Линце. Презентация

Октябрь. Австрия, город Линце. Презентация международной выставки «Сибирь приветствует Европу».

Погружение в культуру старообрядцев Забайкалья

Январь. Экспедиция к семейским Забайкалья — деревня Большой Куналей, Десятникова. Знакомство с хранительницей духовных стихов и псалмов староверов — уставщицей Анной Прокопьевной Чистяковой. Участниками экспедиции записаны уникальные песенные образцы, которые бережно хранят семейские с. Б. Куналей.

Погружение в культуру старожилов Ленского поречья

Июнь. Экспедиция в деревню Урик.

Июль—август. Экспедиция к старожилам Качугского района Иркутской области (Верхоленск, д. Челпанова, Усть-Тальма, Хобанова, Ремизова, Тюменцева) со съёмочной группой телекомпании «Останкино». Съёмки документального фильма «Лето в тайге» (реж. Владимир Рогайнен).

Экспедиция Алибины Кинчинской к семейским Забайкалья — деревни Тарбагатай, Большой Куналей, Десятникова, Куйтун. Знакомство с песенной и танцевальной культурой старообрядцев.

Фольклорный фестиваль на «Кирилла и Мефодия» в Новосибирске

Май. Участие школьного ансамбля в фольклорном фестивале на «Кирилла и Мефодия» в Новосибирске. Крестный ход.

Первая экспедиция к старожилам Верхней Лены

Вдохновлённые принятием в фольклорное сибирское братство мы, по возвращению из Новосибирска, организовали экспедицию к старожилам Верхней Лены — Качугский район Иркутской области, посёлок Верхоленск, деревни Челпанова, Толмачева, Тюменцева, Ремезова.

В ноябре в этих местах уже настоящая сибирская морозная зима. Мы жили в Верхоленской школе, которую на каникулах, не топили. Кипяток в кружках превращался в лед через полчаса. Спали в шубах, варежках и шапках, иначе волосы примерзали к подушкам. Километры хрустящего белого снега под ногами — такая красота, такой чистый воздух и... безлюдно. Улицы пустых домов с заколоченными ставнями. Лошади, возвращающиеся по привычке к покинутому дому. Одинокие колодезные журавли с аккуратно перевернутым ведром. Люди-и-и-и!!!! Люди покидали эти деревни. И только глубокие старики доживали свой век здесь. Но как доживали! С какими песнями! Они будто ждали нас, чтобы поделиться своим сокровищем:
Федосья Ильинична Белоусова (1928 г.р.), Просковья Назаровна Липарева (1910 г.р.), Наталья Петровна Лагерева, Вера Абедина. Их песню «Рюмочка», кажется, разучила с ансамблем вся школа!

Колыбельная, которую напела нам Федосья Ильинична, вошла в CD «Братского острога песни».

По итогам экспедиции мы смонтировали на школьной студии видеофильм «Песни Куленги».

Первый фестиваль в формате world music в Новосибирске

В ноябре школьный ансамбль аутентичной музыки «Сирин» стал дипломантом фольклорного фестиваля в Новосибирске, организованного Областным домом народного творчества, при котором работал знаменитый ансамбль традиционной музыки Вячеслава Асанова. Никто в девяностые не исполнял лучше сибирские песни, чем его группа. Собственно, вокруг неё и формировалось всё современное фольклорное движение, в сибирских городах пришедшее к крупнейшему фестивалю world music «Саянское кольцо» (теперь «Мир Сибири») с самой престижной региональной премией «Золотая Ирия». И для нас путь к этой премии начинался со знакомства с Вячеславом Асановым, дядей Ваней, Татьяной Куликовой, Любой Суровяк, Натальей Индан и другими новосибирцами, поднявшими планку исполнения сибирских традиционных песен на такую высоту в 90-е годы, что и сегодня большинству исполнителей ещё учиться и учиться у них.

Для нас важным стало то, что девчонки почувствовали, что они не одни «сошли с ума». Вокруг них было много таких же детей и подростков, взрослых, которые самозабвенно пели старинные песни, крутили «крутухи», плясали кадрили, играли на традиционных инструментах, снаряжали этнографические экспедиции! Мы вступили в это братство и были счастливы от этого единомыслия.

Вячеслав Асанов и сегодня остается проводником Иркутского ансамбля аутентичной музыки и Drowned Songs Project.

Первый концерт ансамбля за границей — Китай

В августе состоялся первый концерт ансамбля за границей. В составе школьной творческой делегации мы посетили Китай, город Чань-Чунь. Нужно было придумать какое-то название ансамблю. Так как у нас пели только девочки, не считая руководителя Александра Рогачевского, решили что назовемся «Сирин», по имени мифической сладкоголосой птицы.

Из-за сложности перевода нас объявляли как ансамбль «Сирень». Ну, сирень так сирень! Альбина и Александр ликовали! Первый пунктик перед детворой выполнили: девчонки срывали первые аплодисменты за рубежом и, кажется, входили во вкус творческих командировок и путешествий! В альбоме фотографий из зарубежных стран появилась первая страница с наблюдениями чужой, но не чуждой этнической культуры!

Первая экспедиция в прибрежную зону Иркутского водохранилища

В июне 1993 года была организована первая экспедиция школьного ансамбля в прибрежную зону Иркутского водохранилища.

Мы знали, что в этом районе все старожильческие поселения были затоплены, что всего в период строительства иркутской ГЭС, в пятидесятые годы, было переселено около 17 тысяч человек, почти из 200 деревень. Одна из вновь отстроенных деревень носила прежнее название — Патроны.

Все юные участники экспедиции в новые Патроны были новичками, поэтому цель экспедиции была не только разведывательной, но и обучающей.

Девочки учились вести беседу, правильно заполнять карту информанта. Ходили с тетрадками и магнитофонами из дома в дом, впитывая всё, с чем с ними делились бабушки и дедушки. Незабываемой осталась встреча с Константином Павловичем Литовкиным 1909 г.р. и его супругой Ефимией Петровной. Константин Павлович исполнил несколько наигрышей и песен под старинную гармонь «Роялку» с клеймом музыкального мастера, а Ефимия Петровна оказалась искусной вышивальщицей. Она показала покрывало-подзор с вышитым растительным орнаментом, отделанным по краям шитьем по выбранным нитям.

По итогам экспедиции были написаны рефераты к урокам краеведения.

Первый концерт в школе

Ровно через 9 месяцев со дня первой репетиции, сшив самостоятельно в школьном кабинете трудов традиционные костюмы, ансамбль дал под конец учебного года отчётный концерт в своем полном составе: Александр Рогачевский с Альбиной Кинчинской и их ученики — Ира Тельминова, Маша Янковская, Саша Кологреева, Настя Рогачевская, Света Постникова, Оля Верлан. Этой группой мы проработали вместе 7 лет, пока самая младшая Ольга Верлан не окончила школу в 1999 году. На концерте впервые исполнялись «затопленные песни» из села Парилово Братского района Иркутской области. Одна из них — «Не велят Маше за речку ходить» потом звучала на всех фестивалях мировой музыки, в которых нам довелось участвовать, а также в постановке трагедии «Макбет» (польский режиссер Гжегорж Брал) на всемирно известном театральном форуме «Полное собрание сочинений Шекспира» в Стратфорде-на-Эйвоне (Англия).

С первого концерта песни затопленных деревень старожилов Приангарья стали визитной карточкой Иркутского ансамбля аутентичной музыки.

Ансамбль начинался с детской фольклорной студии при Иркутской экспериментальной школе 47

Валерий Степанов, директор 47-й иркутской экспериментальной школы, увидел в Drowned Songs Project колоссальный образовательный ресурс и предложил продолжить исследования и реконструкцию локального музыкального наследия на базе школы при условии вовлечения в проект детей и организации фольклорного ансамбля.

На прослушивание пришли около 60-ти мальчишек и девчонок 10—12 лет.

Мы пообещали им концерты, аплодисменты, цветы и поклонников во всем мире. Ни больше, ни меньше! Если, конечно, будем работать. И они искренне купились на это! Увидев их горящие глаза, мы поняли, что и нам придется теперь идти с ними до конца, слово ведь не воробей — выпустил, не поймаешь. Мы стали как бы ответственны друг перед другом — двое амбициозных, начинающих педагогов и доверчивые подростки, не подозревавшие, что вся та затея — пока еще только эксперимент. Через год их осталось шестеро — самых одаренных девочек, упертых в своем желании стать оригинальными. Научиться петь не шумную попсу, а породистые, старинные песни глухих сибирских деревень. Выходить на сцену не в мини юбке, а в роскошном традиционном сарафане. Проводить каникулы не где-нибудь, а в сельских экспедициях, собирая, как археологи по осколкам музыкальное наследие Сибирской Атлантиды.

Экспедиция 1991 года в поселки Кеуль и Неван Усть-Илимского района Иркутской области была первой, знаковой и самой продуктивной по сбору материала от старожилов Приангарья

Именно в этой экспедиции мы записали хоровод «Стой, стой караван», который использовали в фильме Дзюнья Сато. Напела нам его Зинаида Прокопьевна Анкудинова (1912 г.р.), уроженка деревни Богучаны, Красноярского края.

П.И. Черных, З.П. Анкудинова, Е.М. ЗарубинаЗинаида Прокопьевна — самая пожилая хранительница и исполнительница традиционных приангарских хороводов и песен. Нам крупно повезло, что мы застали Зинаиду Прокопьевну на репетиции с детьми. В свои 79 лет она без устали пела и плясала в хороводах, заучивая с детворой каждое движение. Она торопилась отдать то, что хранила много лет. И нам она старательно объясняла и показывала, как и когда водились хороводы, по какому случаю пелись те или иные песни.

Кеуль — поющее село. В 70-80-е годы Кеульский ансамбль народной песни «Родники» был самым известным в Приангарье. В нём пели представительницы старинных крестьянских фамилий, потомки которых живут сегодня по всей Сибири — Карнауховы, Островские, Пимановы, Белоусовы, Дерявины, Анкудиновы, Зарубины, Черных.

Они ещё собирались вместе в 90-е и давали реальные world music концерты. Сегодня такое породистое аутентичное звучание можно услышать лишь в некоторых старожильческих семьях, чудом сохранивших традиционное исполнение песен своих родителей.

Зоя Васильевна Антипина, д.КеульЗоя Васильевна Антипина, её брат Иван Васильевич Антипин и невестка Евдокия Петровна Антипина (Карнаухова), передали нам уникальные варианты кеульского многоголосного распева приангарских песен: «Распроклятые таежные комары», «Светил месяц молодой», «Мамаша дали дочь бранила». Протяжные, драматичные по содержанию, песни исполнялись слаженно на три голоса с распределением интонационных функций на все партии, которые легко впоследствии поддавались нотированию.

В посёлке Неван нам удалось уговорить собраться вместе пожилых женщин. Надежда Васильевна Карнаухова (1908 г.р.), Зоя Васильевна Карнаухова (1930 г.р.), Валентина Терентьевна Анкудинова (1926 г.р.) напели нам старинные песни своих родителей, в результате чего удалось зафиксировать и восполнить недостающие отдельные слова, фразы и целые куплеты «братских песен» из архива 1958 года.

Всё это помогло нам осознать с первых дней экспедиционной практики мысль о том, что чем локальнее традиция, тем она самобытнее и ценнее для мирового культурного наследия.

Как родились Drowned songs project и Иркутский ансамбль аутентичной музыки

Идея Drowned Songs project возникла на съемках художественного фильма японского режиссера Дзюнья Сато «Сны о России» (1992). Он искал специалистов на постановку традиционного сибирского хоровода на берегу Ангары. Я тогда был проворным журналистом и вместе с актрисой Иркутского театра народной драмы Альбиной Кинчинской убедил съемочную группу в том, что сделаем эту работу быстрее и лучше других. Нам поверили, хотя тогда мы в этом мало что понимали и, тем более, не предполагали, что 15-секундный эпизод на большом экране изменит нашу личную и общественную жизнь на все последующие годы.

Собирая фольклорный материал к фильму, мы обнаружили архив аудиозаписей, сделанных студентами Московской консерватории — П. Лондоновым и В. Агафонниковым в деревнях Приангарья в 1958 году до их затопления водохранилищем Братской ГЭС.

Несколько сотен фрагментов самобытного полифонического пения отражали уникальную культурную традицию таёжных земледельцев, обеспечивающих продовольствием территорию Российской империи от Байкала до Тихого океана более трёх веков. Мы испытали шок, узнав в последствии, что в результате строительства гигантского каскада ГЭС на Ангаре — Иркутская (1958), Братская (1961), Усть-Илимская (1980), Богучанская (2013) — на дне искусственных морей оказались более 500 деревень и погостов, тысячи гектаров плодородных пашенных земель.

Начав расшифровку текстов и мелодий старинных песен, в которых, на наш взгляд, закодировано прямое послание — как жить в согласии с природой, Богом и между людьми — мы уже не смогли остановиться и отказаться от безумной идеи реконструировать не один хоровод для фильма, а всё самобытное музыкальное наследие Сибирской Атлантиды!

Валерий Степанов, директор 47-й Иркутской экспериментальной школы, предоставил нам базу для дальнейших реконструкций с условием, что мы создадим у него в школе Образцовый детский фольклорный коллектив.

Вооружившись телекамерами и магнитофонами, мы, в окружении шумных и пытливых до тайн детей, кинулись в этнографические экспедиции вокруг Байкала в поисках... затопленных песен.

Так, через несколько лет, из выпускников школы вырос Иркутский ансамбль аутентичной музыки с проектом Drowned Songs, целью которого стало изучение, реконструкция и возвращение музыкального наследия Приангарья в мировую культуру.

Что не найдено, то не потеряно!

Фестиваль WM d на Аршане. Встреча с Лу Эдмонзом

Фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири»

Июль. Красноярск. Шушенское. Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Победители в номинации «Ансамбль малых форм». Премия.

Провал на фестивале «Голос кочевников» в Улан-Удэ

Июль. Иркутск-Арт-Трио в последнем фестивале «Саянское кольцо». Лауреаты

Фестиваль этнической музыки «Голос Кочевников»

Октябрь. Республика Бурятия. Улан-Удэ. Международный фестиваль этнической музыки «Голос Кочевников» — Voice of Nomads.

Brave festival в Польше

Июль. Польша. Вроцлав. Brave festival. Проект духовных песнопений и плачей.

Фестиваль во Франции

Сентябрь. Франция, Кальви. Участие в фестивале Les Reencounters’ de Cants Polyphoniques

Фестиваль «Затопленные песни»

Июль. Фестиваль «Затопленные песни». Выставка картин художника Мирек Антаневич. Встреча с Егором Резниковым, Е.Костиной

Фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо»

Июль. Красноярск (Шушенское). Музыкальный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Победители в номинации «За верность традиции»

Фестиваль этнической музыки «Звезды Белого месяца»

Февраль. Республика Бурятия г. Улан-Удэ. Участие в Фестивале этнической музыки «Звезды Белого месяца». Победители в номинации «Лучший вокал».

Ведущий фестиваля Назим Надиров — востоковед, лингвист, продюсер, журналист, ди-джей и радиоведущий. Назим Надиров является главным специалистом по этнической музыке в России. Назим Надиров был председателем жюри первого в истории Бурятии фестиваля этнической музыки «Звезды Белого месяца».

Brave festival в Польше. Приглашение принять участие в постановке спектакля «Макбет»

Июль. Польша. Вроцлав. Brave festival. «Голоса Азии». МК для актёров театра «Песнь козла». Приглашение принять участие в постановке спектакля «Макбет» с песнями старожилов Приангарья.

Польша. Вроцлов. Brave festival

Ноябрь. Brave festival (Macia Glosu — волшебство голосов). Гран-при фестиваля «За смелость в защите человеческих ценностей».

III Сибирский фестиваль мировой музыки «Саянское кольцо»

Презентация проекта «Затопленные песни» на III Сибирском фестивале мировой музыки «Саянское кольцо». Председатель жюри Артемий Троицкий. Первая премия «За сохранение традиций»

Фестиваль в Рощино

Июль. Международный фольклорный фестиваль «Мировая деревня» в поселке Рощино Ленинградской области. Путешествие в Швецию и Финляндию.

Фестиваль в Красноярске

Март. Красноярск. Фольклорно-этнографический фестиваль.

Австрия, Линце. Презентация

Октябрь. Австрия, город Линце. Презентация международной выставки «Сибирь приветствует Европу».

Погружение в культуру старожилов Ленского поречья

Май. Участие школьного ансамбля в фольклорном фестивале на «Кирилла и Мефодия» в Новосибирске. Крестный ход.

Первый фестиваль в формате world music в Новосибирске

В ноябре школьный ансамбль аутентичной музыки «Сирин» стал дипломантом фольклорного фестиваля в Новосибирске, организованного Областным домом народного творчества, при котором работал знаменитый ансамбль традиционной музыки Вячеслава Асанова. Никто в девяностые не исполнял лучше сибирские песни, чем его группа. Собственно, вокруг неё и формировалось всё современное фольклорное движение, в сибирских городах пришедшее к крупнейшему фестивалю world music «Саянское кольцо» (теперь «Мир Сибири») с самой престижной региональной премией «Золотая Ирия». И для нас путь к этой премии начинался со знакомства с Вячеславом Асановым, дядей Ваней, Татьяной Куликовой, Любой Суровяк, Натальей Индан и другими новосибирцами, поднявшими планку исполнения сибирских традиционных песен на такую высоту в 90-е годы, что и сегодня большинству исполнителей ещё учиться и учиться у них.

Для нас важным стало то, что девчонки почувствовали, что они не одни «сошли с ума». Вокруг них было много таких же детей и подростков, взрослых, которые самозабвенно пели старинные песни, крутили «крутухи», плясали кадрили, играли на традиционных инструментах, снаряжали этнографические экспедиции! Мы вступили в это братство и были счастливы от этого единомыслия.

Вячеслав Асанов и сегодня остается проводником Иркутского ансамбля аутентичной музыки и Drowned Songs Project.

Рождество во Франции. Концерт в замке Шато де Кудре

Премьера спектакля «Макбет»

Февраль. The Complete works (RSC) в Англии. Премьера спектакля «Макбет».

Москва. Концерт и творческая встреча

Ноябрь. Москва. Концерт и творческая встреча с ансамблем «Народный праздник».

Знаковая встреча с Егором Резниковым

Август — сентябрь. Творческая лаборатория ансамбля на Байкале в бухте «Песчанка». Встреча с актерами театра ТОТ — театральная лаборатория метода. Встреча с руководителем Антониной Ростовской и профессором Парижского университета Егором Даниловичем Резниковым — выдающимся исследователем античной культуры и искусства, этномузыкантом и философом. Егор Резников исследует древний звук и исполняет старинные христианские песнопения. Ансамбль дал концерт для участников лаборатории.

Девочки стали студентками — журналистика, биология, педагогика. Что дальше?

Творческая поездка в Венгрию, Словакию. Концерты на площадках города. Кукуруза на озере. Ночные путешествия девчонок на мотоциклах.

Участие в праздновании 850-летия города Москвы

Концерты в юго-западном округе столицы.

Первый концерт ансамбля за границей — Китай

В августе состоялся первый концерт ансамбля за границей. В составе школьной творческой делегации мы посетили Китай, город Чань-Чунь. Нужно было придумать какое-то название ансамблю. Так как у нас пели только девочки, не считая руководителя Александра Рогачевского, решили что назовемся «Сирин», по имени мифической сладкоголосой птицы.

Из-за сложности перевода нас объявляли как ансамбль «Сирень». Ну, сирень так сирень! Альбина и Александр ликовали! Первый пунктик перед детворой выполнили: девчонки срывали первые аплодисменты за рубежом и, кажется, входили во вкус творческих командировок и путешествий! В альбоме фотографий из зарубежных стран появилась первая страница с наблюдениями чужой, но не чуждой этнической культуры!

Первый концерт в школе

Ровно через 9 месяцев со дня первой репетиции, сшив самостоятельно в школьном кабинете трудов традиционные костюмы, ансамбль дал под конец учебного года отчётный концерт в своем полном составе: Александр Рогачевский с Альбиной Кинчинской и их ученики — Ира Тельминова, Маша Янковская, Саша Кологреева, Настя Рогачевская, Света Постникова, Оля Верлан. Этой группой мы проработали вместе 7 лет, пока самая младшая Ольга Верлан не окончила школу в 1999 году. На концерте впервые исполнялись «затопленные песни» из села Парилово Братского района Иркутской области. Одна из них — «Не велят Маше за речку ходить» потом звучала на всех фестивалях мировой музыки, в которых нам довелось участвовать, а также в постановке трагедии «Макбет» (польский режиссер Гжегорж Брал) на всемирно известном театральном форуме «Полное собрание сочинений Шекспира» в Стратфорде-на-Эйвоне (Англия).

С первого концерта песни затопленных деревень старожилов Приангарья стали визитной карточкой Иркутского ансамбля аутентичной музыки.

Фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири»

Июль. Красноярск. Шушенское. Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Победители в номинации «Ансамбль малых форм». Премия.

Июль. Иркутск-Арт-Трио в последнем фестивале «Саянское кольцо». Лауреаты

Фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо»

Июль. Красноярск (Шушенское). Музыкальный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Победители в номинации «За верность традиции»

Фестиваль этнической музыки «Звезды Белого месяца»

Февраль. Республика Бурятия г. Улан-Удэ. Участие в Фестивале этнической музыки «Звезды Белого месяца». Победители в номинации «Лучший вокал».

Ведущий фестиваля Назим Надиров — востоковед, лингвист, продюсер, журналист, ди-джей и радиоведущий. Назим Надиров является главным специалистом по этнической музыке в России. Назим Надиров был председателем жюри первого в истории Бурятии фестиваля этнической музыки «Звезды Белого месяца».

Польша. Вроцлов. Brave festival

Ноябрь. Brave festival (Macia Glosu — волшебство голосов). Гран-при фестиваля «За смелость в защите человеческих ценностей».

Титул «Образцовый детский коллектив России»

Школьный ансамбль «Сирин» получил звание «Образцовый детский коллектив России»

Экспедиция в посёлки Неван и Кеуль

Март. Экспедиция по сбору фольклорного материала в Усть-Илимский район — посёлки Неван и Кеуль.

Новая экспедиция в поисках материала

Экспедиция по сбору фольклорного песенного и танцевального материала в деревнях семейских Забайкалья — Бичура, Хайцыгер, Покровка, Новосретинка, Большой Куналей.

Погружение в культуру старожилов Ленского поречья

Июнь. Экспедиция в деревню Урик.

Июль—август. Экспедиция к старожилам Качугского района Иркутской области (Верхоленск, д. Челпанова, Усть-Тальма, Хобанова, Ремизова, Тюменцева) со съёмочной группой телекомпании «Останкино». Съёмки документального фильма «Лето в тайге» (реж. Владимир Рогайнен).

Экспедиция Алибины Кинчинской к семейским Забайкалья — деревни Тарбагатай, Большой Куналей, Десятникова, Куйтун. Знакомство с песенной и танцевальной культурой старообрядцев.

Первая экспедиция к старожилам Верхней Лены

Вдохновлённые принятием в фольклорное сибирское братство мы, по возвращению из Новосибирска, организовали экспедицию к старожилам Верхней Лены — Качугский район Иркутской области, посёлок Верхоленск, деревни Челпанова, Толмачева, Тюменцева, Ремезова.

В ноябре в этих местах уже настоящая сибирская морозная зима. Мы жили в Верхоленской школе, которую на каникулах, не топили. Кипяток в кружках превращался в лед через полчаса. Спали в шубах, варежках и шапках, иначе волосы примерзали к подушкам. Километры хрустящего белого снега под ногами — такая красота, такой чистый воздух и... безлюдно. Улицы пустых домов с заколоченными ставнями. Лошади, возвращающиеся по привычке к покинутому дому. Одинокие колодезные журавли с аккуратно перевернутым ведром. Люди-и-и-и!!!! Люди покидали эти деревни. И только глубокие старики доживали свой век здесь. Но как доживали! С какими песнями! Они будто ждали нас, чтобы поделиться своим сокровищем:
Федосья Ильинична Белоусова (1928 г.р.), Просковья Назаровна Липарева (1910 г.р.), Наталья Петровна Лагерева, Вера Абедина. Их песню «Рюмочка», кажется, разучила с ансамблем вся школа!

Колыбельная, которую напела нам Федосья Ильинична, вошла в CD «Братского острога песни».

По итогам экспедиции мы смонтировали на школьной студии видеофильм «Песни Куленги».

Первая экспедиция в прибрежную зону Иркутского водохранилища

В июне 1993 года была организована первая экспедиция школьного ансамбля в прибрежную зону Иркутского водохранилища.

Мы знали, что в этом районе все старожильческие поселения были затоплены, что всего в период строительства иркутской ГЭС, в пятидесятые годы, было переселено около 17 тысяч человек, почти из 200 деревень. Одна из вновь отстроенных деревень носила прежнее название — Патроны.

Все юные участники экспедиции в новые Патроны были новичками, поэтому цель экспедиции была не только разведывательной, но и обучающей.

Девочки учились вести беседу, правильно заполнять карту информанта. Ходили с тетрадками и магнитофонами из дома в дом, впитывая всё, с чем с ними делились бабушки и дедушки. Незабываемой осталась встреча с Константином Павловичем Литовкиным 1909 г.р. и его супругой Ефимией Петровной. Константин Павлович исполнил несколько наигрышей и песен под старинную гармонь «Роялку» с клеймом музыкального мастера, а Ефимия Петровна оказалась искусной вышивальщицей. Она показала покрывало-подзор с вышитым растительным орнаментом, отделанным по краям шитьем по выбранным нитям.

По итогам экспедиции были написаны рефераты к урокам краеведения.

Экспедиция 1991 года в поселки Кеуль и Неван Усть-Илимского района Иркутской области была первой, знаковой и самой продуктивной по сбору материала от старожилов Приангарья

Именно в этой экспедиции мы записали хоровод «Стой, стой караван», который использовали в фильме Дзюнья Сато. Напела нам его Зинаида Прокопьевна Анкудинова (1912 г.р.), уроженка деревни Богучаны, Красноярского края.

П.И. Черных, З.П. Анкудинова, Е.М. ЗарубинаЗинаида Прокопьевна — самая пожилая хранительница и исполнительница традиционных приангарских хороводов и песен. Нам крупно повезло, что мы застали Зинаиду Прокопьевну на репетиции с детьми. В свои 79 лет она без устали пела и плясала в хороводах, заучивая с детворой каждое движение. Она торопилась отдать то, что хранила много лет. И нам она старательно объясняла и показывала, как и когда водились хороводы, по какому случаю пелись те или иные песни.

Кеуль — поющее село. В 70-80-е годы Кеульский ансамбль народной песни «Родники» был самым известным в Приангарье. В нём пели представительницы старинных крестьянских фамилий, потомки которых живут сегодня по всей Сибири — Карнауховы, Островские, Пимановы, Белоусовы, Дерявины, Анкудиновы, Зарубины, Черных.

Они ещё собирались вместе в 90-е и давали реальные world music концерты. Сегодня такое породистое аутентичное звучание можно услышать лишь в некоторых старожильческих семьях, чудом сохранивших традиционное исполнение песен своих родителей.

Зоя Васильевна Антипина, д.КеульЗоя Васильевна Антипина, её брат Иван Васильевич Антипин и невестка Евдокия Петровна Антипина (Карнаухова), передали нам уникальные варианты кеульского многоголосного распева приангарских песен: «Распроклятые таежные комары», «Светил месяц молодой», «Мамаша дали дочь бранила». Протяжные, драматичные по содержанию, песни исполнялись слаженно на три голоса с распределением интонационных функций на все партии, которые легко впоследствии поддавались нотированию.

В посёлке Неван нам удалось уговорить собраться вместе пожилых женщин. Надежда Васильевна Карнаухова (1908 г.р.), Зоя Васильевна Карнаухова (1930 г.р.), Валентина Терентьевна Анкудинова (1926 г.р.) напели нам старинные песни своих родителей, в результате чего удалось зафиксировать и восполнить недостающие отдельные слова, фразы и целые куплеты «братских песен» из архива 1958 года.

Всё это помогло нам осознать с первых дней экспедиционной практики мысль о том, что чем локальнее традиция, тем она самобытнее и ценнее для мирового культурного наследия.

Экспедиция 1991 года в поселки Кеуль и Неван Усть-Илимского района Иркутской области была первой, знаковой и самой продуктивной по сбору материала от старожилов Приангарья.

Именно в этой экспедиции мы записали хоровод «Стой, стой караван», который использовали в фильме Дзюнья Сато. Напела нам его Зинаида Прокопьевна Анкудинова (1912 г.р.), уроженка деревни Богучаны, Красноярского края.

П.И. Черных, З.П. Анкудинова, Е.М. ЗарубинаЗинаида Прокопьевна, самая пожилая хранительница и исполнительница традиционных приангарских хороводов и песен. Нам крупно повезло, что мы застали Зинаиду Прокопьевну на репетиции с детьми. В свои 79 лет, она без устали пела и плясала в хороводах, заучивая с детворой каждое движение. Она торопилась отдать то, что хранила много лет. И нам она старательно объясняла и показывала, как и когда водились хороводы, по какому случаю пелись те или иные песни. (1912 г.р.), уроженка деревни Богучаны, Красноярского края.

Кеуль — поющее село. В 70-80-е годы Кеульский ансамбль народной песни «Родники» был самым известным в Приангарье. В нем пели представительницы старинных крестьянских фамилий, потомки которых живут сегодня по всей Сибири — Карнауховы, Островские, Пимановы, Белоусовы, Дерявины, Анкудиновы, Зарубины, Черных.

Они еще собирались вместе в 90-е и давали реальные world music-концерты. Сегодня такое породистое аутентичное звучание можно услышать лишь в некоторых старожильческих семьях, чудом сохранивших традиционное исполнение песен своих родителей.

Зоя Васильевна Антипина, д.КеульЗоя Васильевна Антипина, её брат Иван Васильевич Антипин и невестка Антипина (Карнаухова) Евдокия Петровна, передали нам уникальные варианты кеульского многоголосного распева приангарских песен: «Распроклятые таежные комары», «Светил месяц молодой», «Мамаша дали дочь бранила». Протяжные, драматичные по содержанию, песни исполнялись слаженно на три голоса с распределением интонационных функций на все партии, которые легко впоследствии поддавались нотированию. Зоя Васильевна Антипина, д. Кеуль

В поселке Неван нам удалось уговорить собраться вместе пожилых женщин. Карнаухова Надежда Васильевна(1908 г.р.), Карнаухова Зоя Васильевна(1930 г.р.) Анкудинова Валентина Терентьевна (1926 г.р.) напели нам старинные песни своих родителей, в результате чего удалось зафиксировать и восполнить недостающие отдельные слова, фразы и целые куплеты «братских песен» из архива 1958 года.

Все это помогло нам осознать с первых дней экспедиционной практики мысль о том, что чем локальнее традиция, тем она самобытнее и ценнее для мирового культурного наследия.